Санкт-Петербург
ПРЕОБРАЗОВАНИЕ
Представь, каким может быть наш город
Привет, читатель!
На протяжении полутора лет я изучала вопрос о преобразовании городских пространств. Каждый день я хожу по центру Петербурга и сталкиваюсь с огромным количеством его проблем.

Я постараюсь показать, как могут выглядеть города на примере нескольких локаций в Центральном районе города. Мне важно показать весь потенциал привычных нам городских улиц. Мне хочется сказать этим проектом, что многие приевшиеся глазу вещи - это неправильно. И что наши города могут быть самыми красивыми!
Но сначала немного теории
Санкт-Петербург - чудесный город, а его центральная часть - отдельная история. Здесь потребности современного, мобильного человека, исторической застройки и развитой сервисной экономики конфликтуют с городом дорог и устаревшими подходами к проектированию, нормами индустриального периода.

Пример преобразований многих городов показывает, что каждый случай индивидуален, и нет никаких оснований полагать, что существуют города, которые невозможно сделать более гуманными и здоровыми.

Время бежит, потребности человека изменяются, а нормы проектирования и подходы к дизайну городских пространств с трудом успевают преобразовываться.
Устаревшие города
Новые потребности
От несоответствия потребностей современного человека и нынешнего состояния города возникают такие проблемы как аварии, искаженные соотношения размеров дорог и тротуаров; конфликты, которые рождены слишком высокими претензиями автомобилей на территориальные ресурсы города.
Городская среда
что нужно сделать, чтобы город развивался
Необходимо стремиться сокращать число подавляющих улиц до нуля и преобразовывать среду на таких улицах к более гуманному виду.

Практически весь уличный фронт и застройка сомасштабны человеку. В целом градостроительная ситуация Центрального района обладает всеми перспективами и свойствами, необходимыми для создания комфортного человекоориентированного городского пространства.

Принципы проектирования городских пространств


Экономические
улучшение мобильности
создание условий для развития малого и среднего бизнеса
Городская среда имеет непосредственное влияние на социальный капитал. Люди более склонны к общению в городских пространствах с определенными показателями комфорта. Одним из таких показателей является растительность и деревья. Люди больше проявляют социальную активность и использует те пространства, в которых больше деревьев.

Экологические
уменьшение шумового загрязнения
улучшение качества воздуха
Социальные
увеличение доступности и безопасности
создание условий для развития социального капитала
Анализ ситуации в Центральном районе


Однако, не бойтесь! Всё не так страшно, как звучит
Места, в которые ежедневно направляется большое количество людей
Часто посещаемыми местами в районе являются различные туристические объекты. Городская среда в пятнах активности нуждается в деавтомобилизации и дополнительном благоустройстве.

Активные улицы расположены вдоль туристических объектов и маршрутов, станций метро, в парках и рядом с водными пространствами. Необходимо создавать комфортные условия для передвижения пешком.
Зоны, которые люди чаще всего посещают в центре Санкт-Петербурга
Аварии с участием автомобилей и пешеходов
метро
бизнес центры
среднее образование
торговые центры
высшее образование
достопримечателньности


Однако, не бойтесь! Всё не так страшно, как звучит
отсутствие озеленения / небезопасная среда / доминирования автомобиля
В центре организованы скверы и парки, однако озеленение не образует взаимосвязанную структуру, линейного озеленения недостаточно
Неподавляющие улицы
Карта показывает количество линейного озеленения
наличие озеленения и (или) наличие сформированных точек притяжения / отсутствие доминирования автомобильного движения

Подавляющие улицы
Небольшой манифест
На примере этого проекта я хочу показать весь потенциал привычных нам городских пространств
Я проанализировала опыт множества городов, однако, самыми интересными для меня являются Лондон, Барселона и Копенгаген. Именно эти города уже давно внедрили новую политику по гуманизации городских пространств и каждый из этих городов уникален.

Пример этих городов показывает, что каждый случай индивидуален, и нет никаких оснований полагать, что существуют города, которые невозможно сделать более гуманными и здоровыми.
На примере площади Восстания, Гончарной улицы, Полтавской улицы, Полтавского проезда и частично Миргородской улицы я хочу показать, как могут выглядеть привычные нам улицы.

Я постаралась максимально уйти от перекоса в сторону автомобильных нужд, сделать пространства насыщенными и интересными.

Я смогла пофантазировать и увидеть, какой может быть привычная нам городская развязки или типичная дорога с узкими тротуарами.

Невский проспект
Площадь Восстания
Гончарная улица
Полтавская улица
Полтавский проезд
Миргородская улица
Преобразование
Выделенки
Трамвай
Остановки
Уличные торговые павильоны вместо несанкционированной торговли
Общественное пространство вместо развязки
Озелененные участки
Пешеходную улицу в самом центре города

Что делаем?
Преобразование
Все элементы должны создавать взаимосвязь. Чтобы не было такого, когда идешь по тротуару и упираешься в дорогу.
Площадь Восстания
развязка в общественное пространство
Общественное пространство на площади Восстания
Здесь я пытаюсь показать, сколько места освобождается, если поработать с транспортной ситуацией. Я организовала выделенки для общественного транспорта, сделала Староневский проспект двусторонним.
Анализ ситуации в Центральном районе
Монофункциональное пространство
Большой процент пространства отдан под проезжую часть
Подавляющее пространство
Обелиск не сомасштабен человеку
Малофункциональное пространство
Большой процент пространства не используется и представляет стихийную парковку
Анализ ситуации в Центральном районе
Такие большие и серьезные городские пространства нужно изменять постепенно. Лучше всего это делать с помощью временных решений и поэтапно (тактический урбанизм).

Здесь очень хорошо видно, как несправедливо распределена территория города

Территория перед вокзалом
Вдоль Лиговского проспекта

Смотрим на гостиницу Октябрьскую
Гончарная улица
привокзальная в пешеходную
Гончарная улица
Tilda Publishing
Монофункциональное пространство
Большой процент пространства отдан под проезжую часть, частично улица заставлена автомобилями в несколько рядов
Анализ ситуации в Центральном районе
Непривлекательное пространство
Физическое пространство не ухожено, загрязнено. Тротуары узкие, с выступающими элементами. В сезон дождей капли падают на головы прохожих.
Конфликтное пространство
На всем протяжении Гончарной функции людям неудобно расходиться, передвигаться вдвоем и более становится невозможным
Анализ ситуации в Центральном районе
Школам я стараюсь уделять особое внимание. Вроде бы все говорят, что дети - цветы жизни, тогда и школы должны быть не просто учреждением, а местом, которое они с теплотой вспомнят и не раз. Сейчас школа на Гончарной упирается фасадом в забор и дорогу. Вряд ли дети ходят по таким местам с радостными лицами.
Школа 153 на Гончарной улице
Полтавская улица
дорога в улицу
Полтавская улицая
Ошибки в проектировании
Плохо спроектированные улицы поощрают нарушение правил и создание некомфортных условий для пешеходов
Узкие тротуары и препятствия
Все знаки устанавливаются на и без того узких пешеходных частях. Что создает невозможность передвижения для пешеходов и МГН.
Проблемы с парковкой
Полтавский проезд заставлен автомоблями, не организованы пешеходные переходы и закрыт обзор на культурные и архитектурные объекты.
Анализ ситуации в Центральном районе
Делаю небольшие изменения по Полтавской улице. Организовываю парковочные места, рекомендую делать их платными, конечно. Организовываю озеленение и парклеты, чтобы не создавать однотонную полосу парковок вдоль тротуара.
Полтавский проезд
парковка во двор
Сейчас здесь образуется несанкционированный паркинг посреди огромных размеров проезжей части. Здесь паркуются работники близлежащих заведений и люди, приезжающие на вокзал. Второе вряд ли изменится, потому что с этой стороны удобный вход на вокзал. С этой стороны удобнее грузить багаж, здесь же заходят представители маломобильных групп. Просто потому что с этой стороны нет ступеней.
Из-за такой нагрузки на территорию, нужно создать зеленый буфер и уменьшить неблагоприятный эффект. А внутри этого буфера я организую детскую площадку и места для отдыха для местных жителей.
Переживать за парковку местных и участников бизнеса не приходится, на Кременчугской построено 7 корпусов многоэтажного паркинга. А для приезжающих на вокзал организован небольшой платный паркинг около административных корпусов вокзала.
Остальные парковочные места можно организовать в кадастровых границах территории вокзала вдоль Военной улицы.

Миргородская улица
дорога в локальную площадь
Площадь перед Собором Феодоровской иконы Божией Матери получилось организовать, немного сузив слишком широкие автомобильные полосы. Удивительно, сколько появилось места! Чтобы не спорить с архитектурой храма я просто немного разнообразила мощение и организовала места для сидения. Учитывая, что собор пользуется большой популярностью, площадь будет действительно востребована.
Миргородская улица. Территория перед собором Феодоровской иконы Божией матери
Что необходимо сделать?
Основные методы преобразования уличной инфраструктуры центра Петербурга
1. необходимо обеспечить наиболее эффективную инфраструктуру, с учетом:

1.1. безопасности и удобства всех участников городского движения, в том числе пеших, на безмоторных видах транспорта, с ограниченными возможностями;

1.2. условий, при которых стоящий и движущийся автомобильный транспорт не снижает комфортность пребывания пешеходов;

1.3. структурирования пространства с учетом присутствия там человека – гуманизация пространства;

1.4. стимулирования «легкой» мобильности - пешеходных и велосипедных перемещений;
2. необходимо увеличить количество озеленения, связать его в непрерывную структуру для достижения оптимального баланса между «природой» и «человеческой потребностью», поддержание существующих насаждений;

3. необходимо создавать удобные пешеходные пространства в хорошей доступности на общественном транспорте, пешком и на безмоторных видах транспорта;

4. необходимо создавать узнаваемые улицы;

5. необходимо создавать и развивать центры культурной и общественной жизни в каждом квартале;

6. необходимо увеличить визуальный охват улиц и набережных Санкт-Петербурга.
Озеленяем
Улучшаем социальный эффект
Индекс формируется Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ.

Критерии оценки: безопасность, комфортность, экологичность и здоровье, идентичность и разнообразие, современность и актуальность среды, эффективность управления. Значение благоприятной среды начинается от 50%.



Индекс качества городской среды
Необходимы решения,
направленные на
Качества жизни горожан
Продолжительности жизни
Уровня безопасности в городе
Социального статуса района
Доступа к городским ресурсам и сервисам
Социальных связей и взаимодействия

Жилье и прилегающие территории
УДС
Социально-досуговая инфраструктура
Общественно-деловая инфраструктура
Общегородские пространства
Озелененные пространства
Сокращаем количество личного транспорта в центре города
При уровне автомобилизации в 32% геометрическое пространство улицы распределено в пользу автомобилей. Всего 20% пространства улицы является пешеходным.
84,4 % загрязнения воздуха оказывают автомобили.



Однако, не бойтесь! Всё не так страшно, как звучит
Дороги станут свободнее, пробок станет меньше. Люди, которым действительно необходим автомобиль, смогут беспрепятственно передвигаться по городу, а не стоять в бесконечных пробках!
Еще раз привет! Меня зовут Катя и я автор этого проекта.
Этот проект не является конкретным предложением по преобразованию, это моя городская инициатива и я лишь хочу показать, какими могут быть городские пространства.

Вы посмотрели мое видение некоторых центральных улиц города. Вы можете поддержать эту инициативу рассказывая и показывая эту страницу вашим друзьям и знакомым.

Вы можете помочь мне донести необходимость изменений людям и администрации города.

Вы можете отправить мне конструктивную критику или свои предложения о сотрудничестве на почту.

Хочу сказать, что я живой человек и потратила очень много сил и нервов на этот проект, поэтому если вы скажете мне добрые слова, я буду невероятно счастлива ^_^
Пишите мне kate.kuznechikova@gmail.com
facebook
Конечно же, меня консультировали специалисты и эксперты в области городских проектов.
Баранов Дмитрий, эксперт, консультация в вопросах транспортного планирования;
Летуновский Дмитрий, экономист-аналитик, консультация в вопросах городского анализа;
Нудина Анастасия, ведущий архитектор, консультация в вопросах проектирования городской среды
Made on
Tilda